Вы сейчас просматриваете Закаленные в боях. Как в России создают лучшие в мире вертолеты : Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

Закаленные в боях. Как в России создают лучшие в мире вертолеты : Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

Российские вертолеты по праву считаются одними из лучших в мире, ни в чем не уступая западным конкурентам. Проверенные боями, сложными погодными условиями и непростой географией отечественные машины входят в число самых востребованных на планете и стоят на вооружении в армиях десятков стран. Как и почему Ми-8 и Ми-24 прославились далеко за пределами Родины и какие новейшие разработки придут им на смену — рассказываем в рамках проекта «Оружие России : на страже Родины».
В марте 2022 года в районе Днепра российские вертолеты попали под обстрел. Украинские военные открыли огонь по Ми-8 и Ми-24 из американской системы Stinger. Однако поразить цель им не удалось. Все из-за слаженной работы российских летчиков. Сперва они отстрелялись по врагу тепловыми ловушками, затем перестроились и начали применять тактику огненной карусели. При ее выполнении группа вертолетов выстраивается в круг и по очереди обстреливает врага.
Об афганском сценарии Артем Соколов рассказал неспроста. В российских военных училищах, где воспитывают пилотов вертолетов, изучение таких приемов — обязательная часть учебной подготовки. Именно война в Афганистане , длившаяся десятилетие и унесшая жизни более 15 тысяч советских солдат, предоставила больше всего практического материала для обучения летчиков.
Боевое крещение Ми-8 прошел еще во время Шестидневной войны 1967 года , также участвовал в Войне Судного дня в 1973-м и конфликте между Эфиопией и Сомали в конце 1970-х. Но именно Афганистан стал настоящим испытанием для этих машин. В предыдущих конфликтах Ми-8 в основном использовали для переброски десанта, но афганский опыт показал, что его возможности могут и должны быть гораздо шире.
В Афганской войне вертолетам суждено было занять особое место. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круга задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности войск. Без преувеличения можно сказать, что вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней
Эту войну отличали два ключевых фактора: отсутствие четкой линии фронта и очаговый характер боев с постоянными засадами в гористой местности. Поэтому каждый советский гарнизон в Афганистане, даже самый удаленный, был оборудован вертолетной площадкой. Это значительно упрощало снабжение и связь, а также позволяло быстро эвакуировать солдат. Именно при непосредственном участии Ми-8 советскими военными был взят под контроль Кандагар, по численности населения уступавший только столице Афганистана — Кабулу .
Вместе с тем вертолеты, которые до этого в основном выполняли транспортные задачи, требовалось срочно модернизировать. В результате за годы войны появилось несколько новых версий Ми-8 с улучшенным вооружением и возможностью нести бомбы весом до 500 килограммов, с усиленной броней и системой заполнения баков углекислым газом для предотвращения взрыва при падении. Для борьбы со «Стингерами», которые моджахеды получали от США , вертолеты оснастили автоматами отстрела ложных тепловых целей.
«Двигатели, выбрасывая из жаровых труб раскаленные газы, раскручивают несущий винт. Несущий винт отбрасывает вниз горячий воздух и перемешивает его с раскаленными газами, выходящими из двигателей. Эта смесь, опускаясь до земли, растекается в стороны, поднимает пыль, а затем поднимается вверх и вновь попадает в винт. Вокруг вертолета образуется настолько плотная пелена из воздуха, раскаленных газов и пыли, что еще до взлета тот оказывается в нисходящем потоке воздуха », — вспоминал летчик-испытатель Василий Петрович Колошенко, Герой Советского Союза.
Неслучайно именно в ходе афганской кампании вертолетчики научились самым нестандартным маневрам, включая развороты с креном 45 градусов, применение вооружения на углах пикирования от 30 градусов, посадку на выступы гор высотой от трех километров, эвакуацию раненых из труднодоступных районов и доставку негабаритных грузов. Полученные навыки советские летчики сумели не только сохранить, но и передать в будущем своим ученикам.
А в июле 1961-го свой первый полет совершила та самая рабочая лошадка Афганистана — Ми-8. Вертолеты этой модели стали самыми многочисленными в армейской авиации Сухопутных войск СССР. Машина завоевала огромную популярность благодаря своей высокой надежности и простоте в обслуживании даже в самых сложных погодных и географических условиях. Немаловажной оказалась и возможность легкой модернизации, благодаря которой вертолеты поздних серий получали новые двигатели и бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО).